Максимальная защита

Степени защиты шинопровода. Ответы на вопросы. (IP68, IP69, IP69K)

Время от времени, бывает ситуация, когда по проекту часть или вся линия шинопровода должна пройти по улице, в условиях агрессивных сред или где есть повышенные требования к огнезащите. В этом случае и пользователь, и проектная организация должны быть максимально внимательны к выбору типа шинопровода.

Техническим подразделением PitON проводятся детальные разъяснения своим контрагентам на тему защиты шинопровода от проникновения пыли, воды и грязи. Вопрос конечно интересный, а главное важный, поскольку для разных задач у PitON разработаны различные решения.

Шинопроводы  PitON как раз из той области, где взаимодействие с разными типами влаги дело обычное и нужно понимать, куда оборудование можно погружать, а куда нельзя. При этом границы дозволенного должны быть чётко отчерчены.

Я бы рекомендовал руководствоваться двумя основными критериями:

1. Степень защиты (IP**)

И вот тут на помощь с определениями приходит стандарт – ГОСТ 14254-2015. Немного ясности для более полного понимания. Данный стандарт подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 341 «Внешние воздействия». За основу взят стандарт IEC 60529:2013 «Degrees of protection by enclosures (IP code)», по большому счёту произведён аутентичный перевод данного стандарта. ГОСТ 14254-2015 принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протоколом от 10 декабря 2015 г. № 48-2015), и используется в Белоруссии, Киргизии, России и Таджикистане. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. № 604-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) введён в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 года.

Итак, степень защищённости описывает изделия для обеспечения информационных технологий, электротехнические и приборостроения с напряжением не более 72,5 кВ. Другими словами: степень защищённости оборудования, для работы которого нужен электрический ток, в той или иной степени, можно объяснить, используя ГОСТ 14254-2015 (далее «ГОСТ»).

Степень защищённости оболочки шифруется в коде вида IP X1 X2 X3 X4, где

IP – это буквы кода (International Protection), они всегда постоянны.

X1 – это первая цифра характеристики, обозначающая степень защищённости оболочки от проникновения пыли. Используется шкала от 0 до 6, где 0 – совершенно не защищено, 6 пыленепроницаемо.

X2 – это вторая цифра характеристики, обозначающая степень защищённости оболочки от проникновения воды. Здесь используется шкала от 0 до 9, где 0 – совершенно не защищено, 9 – защищено от горячих струй воды под высоким давлением.

X3 и X4 – это вспомогательные буквы, описывающие дополнительные условия, которые не раскрыты в числовых характеристиках, при этом букв в шифре может и не быть. В данной статье мы не будем рассматривать буквенные обозначения, по причине специфичного и нечастого применения в рассматриваемой сфере.

Например, базовая степень защищённости шинопровода PitON серии Е3 - IP55. Степень защиты IP55 значит, что внешняя оболочка (корпус шинопровода) защищает не полностью (первая цифра - 5), но при этом пыль, проникающая внутрь никак не сказывается на работе шинопровода, а вода (вторая цифра - 5), в виде брызг на корпус с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия. В целом достаточно неплохой результат и обеспечивается полноценная работа Е3, без каких либо трудностей.

Так или иначе, все значения можно уточнить, пролистав ГОСТ, а мы двигаемся дальше и остановимся на степенях защиты IP68, IP69, IP69K. Почему мы заостряем именно на них внимание?

Во-первых, ГОСТ 14254-96, предшественник ГОСТ 14254-2015, не предполагал наличие степени защищённости по воде IPX9 («X» - условное обозначение первой цифры), максимальная степень была IPX8 – то есть, защищённость от длительного погружения под воду. IPX9 – это защищённость от воздействия горячих струй воды под высоким давлением. Другими словами, время шло, технологии менялись, а с ними и потребности, таким образом, появилась необходимость отразить новую степень защищенности - IPX9.

Во-вторых, степень защищённости IP69K - это то же самое, что и IP69, только IP69K степень защищенности по европейскому стандарту IEC 60529:2013, он же ГОСТ 14254-2015 в российском исполнении, а IP69K степень защищённости по немецкому стандарту DIN 40050-9, вот и все отличия.

В сухом остатке, на электрооборудование с номинальным напряжением не более 72,5 кВ мы имеем две наивысшие степени защищённости IP68, IP69. Разберём их подробнее. Обе степени защищённости сигнализируют о том, что никакие частицы пыли не могут попасть в полость оборудования. Желающие узнать, каким образом проводятся испытания на защищенность оболочки, могут, опять же, подробнее изучить ГОСТ 14254-2015. А вот по защищенности от воздействия воды есть различия: IP68 – это защищённость от погружения оборудования в воду на длительное время, IP69 (он же IP69K) – это защищённость от воздействия горячих струй воды под высоким давлением.

На практике же, IP68 применима к оборудованию, которое погружают на глубину (например, зонды для исследования скважин), IP69 применима к оборудованию, которое применяется для интенсивной чистки горячими струями воды, например, в транспорте, химической или пищевой промышленности.

Ну и для ещё большой наглядности, приведём сравнение степеней защищённости шинопровода серии Е3 (IP67) и серии CR1 (IP68). Условия, в которых приходится использовать оборудование, требуют минимальную степень защищённости IP67 (защищённость от проникновения воды в полость при погружении на глубину до 1 метра и продолжительностью не более 30 минут). В тоже время шинопровод серии CR1, имеющий базовую степень защиты IP68 с максимальной глубиной погружения до 10 метров (внимание!!!, 10 метров это значит, что 3 этажа в жилом доме затоплены полностью) и без ограничения по времени – это запас на различные аварийные ситуации, который реально существует и гарантируется производителем. IP69 – это в данном случае неоправданная, даже избыточная степень защиты, которая лишь усложняет оборудование.

Производитель, заявляющий степень защищённости IP69, как и IP69K, должен сообщать характеристики потока воды, а именно: температуры воды, производительность в литрах в минуту, а так же время воздействия. В противном случае, это простой маркетинговый ход, не имеющих под собой никаких оснований, и в лучшем случае подразумевается степень IP68, а то и меньше.

2. Допустимая температура окружающей среды.

Для большинства существующих на рынке систем шинопровода технические характеристики регламентируют нормальную (безаварийную) работу только в диапазоне от -5 до +40 градусов Цельсия температуры окружающей среды. Для применения внутри зданий этого более чем достаточно, но недостаточно для применения вне зданий где температура может колебаться от — 40 до +50 С.

Некоторые производители предлагают решения по увеличению степени защиты шинопроводов внутреннего применения с IP54 до IP66 за счет дополнительного уплотнения всех мест соединения. Но даже после выполнения всех операций по увеличению степени защиты этот шинопровод возможно будет применить только для установки внутри здания.

Почему так?

1) Потому что изоляция токоведущих шин не рассчитана не только на такие температурные перепады, но и на состоянии влажности внешней окружающей среды.

2) Потому что есть опасность образования конденсата воды на изоляции и токоведущих шинах, особенный риск имеет продукт с шовной полиэстровой изоляцией.

Это уже достаточно серьезные причины, чтобы отказаться от применения «внутреннего» шинопровода для «наружных» решений. Так же в случае каких-то технических проблем — это будет не гарантийный случай.

Как выход я вижу только одно технически грамотное решение — применение СПЕЦИАЛЬНОГО наружного шинопровода серии CR1 (IP68).

Что же в нем такого особенного?

1) При изготовлении наружного шинопровода, токоведущие шины и стыковочные узлы (при монтаже) заливаются специальным компаундом, который одновременно служит и защитным корпусом и изолятором шин. При этом внутри шинопровода абсолютно не остается свободного места для попадания воды и пыли (IP68).

Шинопровод PitON
2) Принимая во внимание условия наружной работы в которых должна работать эта система, PitON гарантирует вам безаварийную работу при температурах окружающей среды от  ̶  60 до +60 градусов Цельсия.

 

 

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАВАЙТЕ!

персональных данных