8-800-500-62-88
EN
RU

Maximum Protection

Grades of busway protection

Now and then, there may be a case where a project requires part or all of the busway line to pass through the street, in corrosive environments or where there are increased requirements for fire protection. In this case, both the user and the engineering organization must be very careful in selecting the type of bus ducts.

PitON’s technical department provides detailed explanations to its contractors on the subject of protection of busway against penetration of dust, water and dirt.

PitON busways are interacting with different types of moisture and it is necessary to understand where the equipment can be immersed and where it is not allowed. At the same time, the boundaries of what is allowed must be clearly marked.

We would recommend two basic criteria to guide you:

 

  1. DEGREE OF PROTECTION (IP**)

And here to help with definitions comes the standard – GOST 14254-2015. A little clarity for a more complete understanding. This standard was prepared by the Technical Committee for Standardization TC 341 “External influences”. IEC 60529:2013 “Degrees of protection by enclosures (IP code)” was taken as the basis, in fact, an authentic translation of this standard was made. GOST 14254-2015 was adopted by the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification (protocol of December 10, 2015 № 48-2015), and is used in Belarus, Kyrgyzstan, Russia and Tajikistan. By Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 604-st of June 10, 2016, the interstate standard GOST 14254-2015 (IEC 60529:2013) was put into effect as a national standard of the Russian Federation from March 1, 2017.

So, the degree of protection describes products for information technology, electrical and instrumentation with a voltage not exceeding 72.5 kV. In other words: the degree of protection of equipment that requires an electric current, to some extent, can be explained using GOST 14254-2015 (hereinafter “GOST”).

The degree of protection of the enclosure is encoded in the code of the form IP X1 X2 X3 X4, where IP are the letters of the code (International Protection), they are always fixed.

X1 is the first digit of the characteristic designating the degree of protection of the enclosure against dust penetration. A scale from 0 to 6 is used where 0 is totally unprotected and 6 is dustproof.

X2 is the second digit of the characteristic that denotes the degree of protection of the enclosure against penetration of water. Here a scale from 0 to 9 is used, where 0 is totally unprotected and 9 is protected against hot jets of water under high pressure.

and X4 are auxiliary letters describing additional conditions that are not disclosed in the numerical characteristics, and there may be no letters in the cipher. In this article, we will not consider the letters because of their specific and infrequent use.

For example, the basic degree of protection of PitON E3-Series busbar trunking system is IP55. Protection class IP55 means that the outer protection enclosure (busbar trunking enclosure) is not fully protected (the first number is 5) but the dust that gets inside does not influence the the system at all and the water (the second number 5) should not have any harmful effect. Overall, operation of E3 is ensured without any issues.

Anyway, you can specify all the values by referring to GOST, but we go on and focus on the degrees of protection IP68, IP69, IP69K.

First of all, GOST 14254-96, the predecessor of GOST 14254-2015, did not presuppose water protection degree IPX9 (“X” – symbol of the first digit), the maximum degree was IPX8 – that is protection from long-term immersion under water. IPX9 is protection against hot jets of water under high pressure. In other words, as time passed, technology changed, and with it the needs, so did the need to reflect the new degree of protection – IPX9.

Secondly, the protection degree IP69K — it’s the same as IP69, only IP69K degree of protection by European standard IEC 60529:2013, it’s GOST 14254-2015 in Russian version, and IP69K degree of protection by German standard DIN 40050-9, that’s the difference.

For electrical equipment with a rated voltage not exceeding 72.5 kV, we have the two highest degrees of protection: IP68 and IP69.  Let’s examine them in detail. Both protection classes indicate that no dust particles can get into the equipment interior. Those who want to know about the enclosure protection testing can look into GOST 14254-2015 in more detail. But there is a difference in water resistance: IP68 — protection against immersion in water for a long time, IP69 (aka IP69K) — protection against hot streams of water under high pressure.

In practice, IP68 applies to equipment that is submersed in deep water (such as probes for well surveys), IP69 applies to equipment that is used for intensive cleaning with hot jets of water, like in the transport, chemical or food industries.

To make it even clearer, here is a comparison of the degree of protection of the E3 (IP67) and CR1 (IP68) busbar trunking systems. The conditions in which the equipment has to be used require a minimum protection degree of IP67 (protection against water entering the casing if immersed to a depth of 1 meter and lasting not more than 30 minutes). And CR1-series has a basic degree of protection IP68 with a maximum immersion depth of 10 meters and no time limit — a reserve guaranteed by the manufacturer. IP69 in this case is unnecessary and excessive degree of protection.

The manufacturer, who claims IP69, as well as IP69K degrees of protection, should specify the characteristics of the water flow, namely water temperature, capacity in liters per minute, as well as exposure time. Otherwise, it’s just a marketing ploy with no basis whatsoever, and at best the IP68 rating is implied, or even less.

 

  1. THE ACCEPTABLE ENVIRONMENTAL TEMPERATURE

Most of the busbar trunking systems available on the market have technical specifications stipulating normal (failure-free) operation only in the range of -5 to +40 degrees Celsius ambient temperature. This is more than enough for indoor applications but not enough for outdoor applications where the temperature can vary from -40 to +50 degrees C.

Some manufacturers offer solutions for increasing the degree of protection of bus ducts of indoor usage from IP54 to IP66 by means of additional sealing of all joints. But even after all the steps to increase the degree of protection, the busbar trunking can only be used for indoor installation.

 

WHY?

1) Because the insulation of busbars is not designed not only for such temperature differences, but also for the condition of the humidity of the external environment.

2) Because there is a danger of condensation of water on the insulation and busbars, a particular risk has a product with jointed polyester insulation.

These are already serious enough reasons to abandon the use of the “indoor” busways for “outdoor” solutions. Also in case of any technical problems — it will be a non-warranty case.

We see only one technically adequate solution — the use of a SPECIAL outdoor conductor series CR1 (IP68).

 

WHAT IS SO SPECIAL ABOUT IT?

1) In the manufacture of an outdoor busbar trunking, the current-carrying busbars and joints (during installation) are covered with a special compound, which serves both as a protective enclosure and as an insulator for the busbars. There is absolutely no possibility of water and dust penetration inside the busduct (IP68).

2) Considering the outdoor conditions in which this system has to work, PitON guarantees failure-free operation in ambient temperatures ranging from -60 to +60 degrees C.

NO

Максимальная защита

Степени защиты шинопровода. Ответы на вопросы. (IP68, IP69, IP69K)

Время от времени, бывает ситуация, когда по проекту часть или вся линия шинопровода должна пройти по улице, в условиях агрессивных сред или где есть повышенные требования к огнезащите. В этом случае и пользователь, и проектная организация должны быть максимально внимательны к выбору типа шинопровода.

Техническим подразделением PitON проводятся детальные разъяснения своим контрагентам на тему защиты шинопровода от проникновения пыли, воды и грязи. Вопрос конечно интересный, а главное важный, поскольку для разных задач у PitON разработаны различные решения.

Шинопроводы  PitON как раз из той области, где взаимодействие с разными типами влаги дело обычное и нужно понимать, куда оборудование можно погружать, а куда нельзя. При этом границы дозволенного должны быть чётко отчерчены.

Я бы рекомендовал руководствоваться двумя основными критериями:

1. Степень защиты (IP**)

И вот тут на помощь с определениями приходит стандарт – ГОСТ 14254-2015. Немного ясности для более полного понимания. Данный стандарт подготовлен Техническим комитетом по стандартизации ТК 341 «Внешние воздействия». За основу взят стандарт IEC 60529:2013 «Degrees of protection by enclosures (IP code)», по большому счёту произведён аутентичный перевод данного стандарта. ГОСТ 14254-2015 принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протоколом от 10 декабря 2015 г. № 48-2015), и используется в Белоруссии, Киргизии, России и Таджикистане. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. № 604-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) введён в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 года.

Итак, степень защищённости описывает изделия для обеспечения информационных технологий, электротехнические и приборостроения с напряжением не более 72,5 кВ. Другими словами: степень защищённости оборудования, для работы которого нужен электрический ток, в той или иной степени, можно объяснить, используя ГОСТ 14254-2015 (далее «ГОСТ»).

Степень защищённости оболочки шифруется в коде вида IP X1 X2 X3 X4, где

IP – это буквы кода (International Protection), они всегда постоянны.

X1 – это первая цифра характеристики, обозначающая степень защищённости оболочки от проникновения пыли. Используется шкала от 0 до 6, где 0 – совершенно не защищено, 6 пыленепроницаемо.

X2 – это вторая цифра характеристики, обозначающая степень защищённости оболочки от проникновения воды. Здесь используется шкала от 0 до 9, где 0 – совершенно не защищено, 9 – защищено от горячих струй воды под высоким давлением.

X3 и X4 – это вспомогательные буквы, описывающие дополнительные условия, которые не раскрыты в числовых характеристиках, при этом букв в шифре может и не быть. В данной статье мы не будем рассматривать буквенные обозначения, по причине специфичного и нечастого применения в рассматриваемой сфере.

Например, базовая степень защищённости шинопровода PitON серии Е3 - IP55. Степень защиты IP55 значит, что внешняя оболочка (корпус шинопровода) защищает не полностью (первая цифра - 5), но при этом пыль, проникающая внутрь никак не сказывается на работе шинопровода, а вода (вторая цифра - 5), в виде брызг на корпус с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия. В целом достаточно неплохой результат и обеспечивается полноценная работа Е3, без каких либо трудностей.

Так или иначе, все значения можно уточнить, пролистав ГОСТ, а мы двигаемся дальше и остановимся на степенях защиты IP68, IP69, IP69K. Почему мы заостряем именно на них внимание?

Во-первых, ГОСТ 14254-96, предшественник ГОСТ 14254-2015, не предполагал наличие степени защищённости по воде IPX9 («X» - условное обозначение первой цифры), максимальная степень была IPX8 – то есть, защищённость от длительного погружения под воду. IPX9 – это защищённость от воздействия горячих струй воды под высоким давлением. Другими словами, время шло, технологии менялись, а с ними и потребности, таким образом, появилась необходимость отразить новую степень защищенности - IPX9.

Во-вторых, степень защищённости IP69K - это то же самое, что и IP69, только IP69K степень защищенности по европейскому стандарту IEC 60529:2013, он же ГОСТ 14254-2015 в российском исполнении, а IP69K степень защищённости по немецкому стандарту DIN 40050-9, вот и все отличия.

В сухом остатке, на электрооборудование с номинальным напряжением не более 72,5 кВ мы имеем две наивысшие степени защищённости IP68, IP69. Разберём их подробнее. Обе степени защищённости сигнализируют о том, что никакие частицы пыли не могут попасть в полость оборудования. Желающие узнать, каким образом проводятся испытания на защищенность оболочки, могут, опять же, подробнее изучить ГОСТ 14254-2015. А вот по защищенности от воздействия воды есть различия: IP68 – это защищённость от погружения оборудования в воду на длительное время, IP69 (он же IP69K) – это защищённость от воздействия горячих струй воды под высоким давлением.

На практике же, IP68 применима к оборудованию, которое погружают на глубину (например, зонды для исследования скважин), IP69 применима к оборудованию, которое применяется для интенсивной чистки горячими струями воды, например, в транспорте, химической или пищевой промышленности.

Ну и для ещё большой наглядности, приведём сравнение степеней защищённости шинопровода серии Е3 (IP67) и серии CR1 (IP68). Условия, в которых приходится использовать оборудование, требуют минимальную степень защищённости IP67 (защищённость от проникновения воды в полость при погружении на глубину до 1 метра и продолжительностью не более 30 минут). В тоже время шинопровод серии CR1, имеющий базовую степень защиты IP68 с максимальной глубиной погружения до 10 метров (внимание!!!, 10 метров это значит, что 3 этажа в жилом доме затоплены полностью) и без ограничения по времени – это запас на различные аварийные ситуации, который реально существует и гарантируется производителем. IP69 – это в данном случае неоправданная, даже избыточная степень защиты, которая лишь усложняет оборудование.

Производитель, заявляющий степень защищённости IP69, как и IP69K, должен сообщать характеристики потока воды, а именно: температуры воды, производительность в литрах в минуту, а так же время воздействия. В противном случае, это простой маркетинговый ход, не имеющих под собой никаких оснований, и в лучшем случае подразумевается степень IP68, а то и меньше.

2. Допустимая температура окружающей среды.

Для большинства существующих на рынке систем шинопровода технические характеристики регламентируют нормальную (безаварийную) работу только в диапазоне от -5 до +40 градусов Цельсия температуры окружающей среды. Для применения внутри зданий этого более чем достаточно, но недостаточно для применения вне зданий где температура может колебаться от — 40 до +50 С.

Некоторые производители предлагают решения по увеличению степени защиты шинопроводов внутреннего применения с IP54 до IP66 за счет дополнительного уплотнения всех мест соединения. Но даже после выполнения всех операций по увеличению степени защиты этот шинопровод возможно будет применить только для установки внутри здания.

Почему так?

1) Потому что изоляция токоведущих шин не рассчитана не только на такие температурные перепады, но и на состоянии влажности внешней окружающей среды.

2) Потому что есть опасность образования конденсата воды на изоляции и токоведущих шинах, особенный риск имеет продукт с шовной полиэстровой изоляцией.

Это уже достаточно серьезные причины, чтобы отказаться от применения «внутреннего» шинопровода для «наружных» решений. Так же в случае каких-то технических проблем — это будет не гарантийный случай.

Как выход я вижу только одно технически грамотное решение — применение СПЕЦИАЛЬНОГО наружного шинопровода серии CR1 (IP68).

Что же в нем такого особенного?

1) При изготовлении наружного шинопровода, токоведущие шины и стыковочные узлы (при монтаже) заливаются специальным компаундом, который одновременно служит и защитным корпусом и изолятором шин. При этом внутри шинопровода абсолютно не остается свободного места для попадания воды и пыли (IP68).

Шинопровод PitON
2) Принимая во внимание условия наружной работы в которых должна работать эта система, PitON гарантирует вам безаварийную работу при температурах окружающей среды от  ̶  60 до +60 градусов Цельсия.

 

 

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАВАЙТЕ!

персональных данных