Шинопровод и трансформатор

Подключение шинопровода к трансформатору и распределительному щиту — наиболее трудоёмкие процессы в монтаже шинопровода. У этого есть конкретные причины:

  • приходится в работать в сильно ограниченном пространстве;
  • установка шинопровода у трансформатора требует высокой точности;  
  • работа с высокими токами;
  • элементы для подключения тяжёлые, особенно в случае высоких токов;
  • у выводов трансформатора довольно хрупкие изоляторы;
  • большой объём ручной работы.

Для проведения подобных работ высокой сложности и точности применяются гибкие элементы. Они бывают трёх типов:

  • Гибкие шины из медных/алюминиевых пластин стандартных размеров. Представляют собой комплект спаянных тонких пластин (толщина не более 1 мм), служащих контактной площадкой. Часто их покрывают оловом для увеличения площади контактной поверхности и возможности соединения медных и алюминиевых элементов.
     
  • Гибкие шины с плетёными элементами обладают высокой гибкостью и позволяют соединять трансформатор и шинопровод в разных плоскостях. Имеют вид плетёной косички (одной или несколько параллельных) из медной проволоки, концы которой спаяны с медной гильзой. Таким образом формируются контакты достаточной площади. Возможно покрытие оловом.
     
  • Изолированные гибкие шины также имеют высокую гибкость, но в рамках одной плоскости. Их часто используют, когда нет точных данных о расстоянии между шинопроводом и выводами траснформатора. Пакет тонких пластин из меди помещён в изоляционную трубку из термоусаживаемого материала, при этом пластины между собой не соединены и свободно перемещаются друг относительно друга. При установке обязательно нужен вибродемпфирующий изгиб на шине.
     

Почему используются гибкие шины?

Шинопровод и трансформатор не рекомендуется соединять жёсткой шиной, чтобы избежать аварии на линии электропередач. Во-первых, гибкие элементы гасят вибрации трансформатора, которые негативно влияют на соединения контактов. Во-вторых, гибкие шины компенсируют разницу в изменениях размеров элементов трансформатора и шинопровода при нагревании и охлаждении.

Какой тип гибкого соединения выбрать, определяется на этапе проектирования. Но в процессе монтажа могут возникать ситуации, отличные от предполагаемых, поэтому после установки шинопровода и ГРЩ нужно сделать новые замеры и определиться с подходящим вариантом. Нужно стремиться к максимально точному расположению выводов соединяемых конструкций: так, расстояние от выводов шинопровода до выводов трансформатора допускается в пределах 300 мм. Если есть небольшие отклонения, лучше всего компенсировать их шинами с плетёными косичками, пусть более дорогими, зато самыми гибкими.

Существуют и другие способы подключения трансформатора и шинопровода, но мы рассмотрели наиболее распространённые варианты. Применение гибких элементов  проверено десятилетиями и гарантирует длительную и безаварийную работу оборудования.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАВАЙТЕ!

персональных данных